Семинарское занятие по теме: «Русь на начальном этапе развития»

Семинарское занятие по теме: «Русь на начальном этапе развития»

Семинар: «Русь на начальном этапе развития», 10 класс, 17 октября 2017 г.
В МОУ Первомайская СОШ № 5 прошло семинарское занятие по теме: «Русь на начальном этапе развития», участниками которого стали обучающиеся 10 класса, учитель истории Веретельников О.Г., директор СОШ № 5 Мальцева Н.В. 


Работа прошла по 4 предложенным вопросам 1) роль географического положения и природных условий в становлении Древней Руси; 2) общее и различия в истории формирования государственности на Руси и в Западной Европе. Роль христианства в развитии Руси изучаемого периода; 3) дискуссионные вопросы истории в период её становления; 4) формирование древнерусского законодательства как особенностей социально-политического развития страны. Наиболее острые прения прошли по вопросу о «норманнской теории» происхождения государства Русь. Наивысший оценку за работу получили: Степанова Анастасия, Некрасова Ольга, Швецова Ксения, Полуполтинных Дарья, Поддубная Валерия, Лебедев Алексей, Кулинич Макар, Овчаренко Даниил, Галак Иван. На семинаре проводились аналогии развития российской и всеобщей истории, а также аналогии с современностью. Цель — научить обучающегося учиться самостоятельно. А это возможно только путём включения его в активную деятельность. По итогам семинарского занятия было принято решение отследить динамику интеллектуального роста и провести семинар в 3 четверти, Мальцева Н.В. отметила плюсы и минусы занятия, поблагодарила всех участников и пожелала всем дальнейших успехов.
«Семинар – вид урока, на котором основным методом является беседа и деятельность обучающихся заключается в том, что они отвечают на вопросы, выступают с сообщениями и сами задают вопросы. 
Семинар как форма учебных занятий применяется не чаще двух-трёх раз в течение учебного года. Он имеет много общего с уроком, но в то же время обладает рядом специфических особенностей. 
Так, семинары, как и уроки, проводятся со всей группой в часы, определённые расписанием. Руководящая роль на семинаре сохраняется за преподавателем. Работа группы, в целом, сочетается с индивидуальной работой обучающихся. 
На семинарах обучающиеся приобретают новые знания, работая с материалом, в который включаются, кроме учебников доклады, презентации, с которыми выступают другие обучающиеся. Роль преподавателя в проведении семинара заключается в том, что он организует выступления обучающихся с докладами, презентациями и их обсуждение, вносит дополнения и исправления. Он обобщает результаты семинара, оценивает работу группы в целом и отдельных обучающихся, выступавших с докладами, и принявших участие в обсуждении этих докладов. 
Семинары способствуют выявлению наклонностей и способностей обучающихся, развитию у них интереса к научным и техническим знаниям. Велико значение семинара для развития инициативы, активности и самостоятельности, а так же для воспитания у них чувства ответственности перед коллективом обучающихся. Семинары играют существенную роль в приобщении обучающихся к чтению научно-популярной литературы, побуждают их выйти за рамки учебной программы. 
Образовательное значение семинара состоит в том, что в процессе подготовки к ним обучающиеся приобретают навыки самостоятельной работы с учебной и научно-популярной литературой, интернет-ресурсами, учатся обобщать, отделять существенные моменты материала от второстепенных. Также обучающиеся приобретают навыки самостоятельной работы с наглядными пособиями, схемами, таблицами, справочниками, развивают умения пользоваться пособиями во время докладов, создавать интерактивные презентации, выполнять рисунки, чертежи, составлять опорные таблицы. 
Большое значение семинары имеют в развитии устной речи обучающихся, умения грамотно, логически последовательно излагать отобранный для доклада материал. 
На семинар нужно выносить вопросы, связанные с изучением данной темы, знакомящие с применением изучаемого материала в жизни, а также с технологическими процессами» (источник:http://www.uchportfolio.ru/articles/read/1025) .

Веретельников О.Г., учитель истории и обществознания СОШ № 5.

Запись опубликована в рубрике Новости, Родной Первомайский. Добавьте в закладки постоянную ссылку.