Проект Пясецкой Галины Петровны о истории развития школьной комсомольской или пионерской организации

Уважаемые коллеги!

Прошу Вас поддержать проект Пясецкой Г.П. о истории развития школьной комсомольской или пионерской организации. У автора проекта подробные методические рекомендации как это проводить, у вас перспектива развития научного исследования и написания детских исследовательских работ, что позволит Вам и Вашим детям участвовать как в региональных, так и в российских конкурсах.

С уважением, Л.Б.Романюк,старший преподаватель кафедры гуманитарного образования ИРО Забайкальского края

  1. Полное название организации: Региональная общественная организация «Забайкальское педагогическое общество»
  2. Сокращенное название организации: РОО «ЗабПО»
  3. Название проекта: Школьный комсомол Забайкалья
  4. География проекта: Забайкальский край
  5. Описание проблемы, решению которой посвящен проект: 

В 2018 году исполняется 100 лет  Всесоюзному коммунистическому союзу молодежи. Для миллионов советских юношей и девушек комсомол стал школой взросления, важным институтом социализации.

Важной составляющей частью комсомола был школьный комсомол. В рамках деятельности школьной комсомольской организации воспитывались инициативность, лидерские качества, навыки работы в команде, формировались модели школьного самоуправления.  Позитивный и негативный опыт работы школьного комсомола может быть полезен при организации работы Российского движения школьников, других юношеских организаций. 

  1. Основные цели проекта:

         — популяризация опыта деятельности школьных комсомольских организаций Забайкальского края;

         — укрепление межпоколенческих связей, активизация участия ветеранских объединений в гражданско-патриотическом, духовно-нравственном и физическом воспитании подрастающего поколения, на основе опыта старших;

           — проведение совместных межпоколенческих акций и мероприятий, направленных на  помощь и поддержку одиноким и нуждающимся пожилым людям со стороны молодежи

п/п

Наименование этапа Сроки Итоги
1 2 3 4
1 Разработать памятку для организации поисковой работы по направлению «Школьный комсомол Забайкалья» ноябрь

2017 г.

Памятка
2 Подбор и подготовка материалов. Работа с архивами. ноябрь 2017 г. – апрель 2018 г. Работа  в музеях, частных архивах.
3 Конкурс НИР учащихся «Комсомол и моя семья» апрель

2018 г.

Электронный сборник
4 Разработать концепцию (макет) книги по истории школьного комсомола Забайкальского края май-сентябрь

2018 г.

Рукопись.
5 Отбор документов и фото. Обработка и восстановление фотографий и исторических документов. апрель-май

2018 г.

Изучение, отбор и реставрация собранных материалов, их восстановление и сканирование.
6 Написание статей. Отбор документального материала для статей. Согласование статей. май-сентябрь

2018 г.

Работа с материалами и авторами статей. Подготовка всех собранных материалов к печати.
7 Создание и согласование оригинал-макета издания. сентябрь-октябрь 2018 г. Передача собранных материалов дизайнеру. Создание и согласование оригинал-макета.
8 Оформление фото — выставки. октябрь

2018 г.

Фотовыставка.
9 Проведение краевой конференции с организацией фото выставки октябрь

2018 г.

Материалы конференции (программа, пост-релиз и др.)

  1. Описание позитивных изменений проекта: 

Результатом совместной работы является поиск уникальных исторических материалов, знакомство молодого поколения с историей старшего поколения, повышение интереса к истории нашего края и нашей страны, обучение навыкам работы с архивными документами, и как следствие активное формирование патриотизма и любви к Отечеству, и в дальнейшем – издание сборника статей «Школьный комсомол Забайкалья». В подготовке данного проекта участвуют учащиеся школ края и простые забайкальцы, сохранившие уникальные исторические документы.

  1. Срок выполнения проекта: 01.11.2017 года – 29.10.2018 года.

Руководитель проекта:                                        Пясецкая Галина Петровна

(С вопросами обращаться по адресу: p-zavod54@mail.ru)


Уважаемые коллеги!

Прошу принять участие в проекте «Школьному комсомолу Забайкалья – 100!».

Страницы комсомольской летописи обладают огромным воспитательным потенциалом. Участие в проекте поможет учителям, работникам Домов школьников в формировании нрав­ственных, трудовых и идейно-политических качеств юношей и девушек.

Участники проекта откроют для себя истоки и систему добрых традиций, форм и методов работы комсомольцев.

Наиболее эффективна в воспитании поисковая деятельность, в процессе которой будет происходить встречи с комсомольцами разных поколений. которая позволяет ребятам прикоснуться к судьбам разных поколений. А бе­седа с интересным человеком открывает много нового, неожидан­ного. Любая находка воспринимается как видимый итог, как конкретный результат, но гораздо важнее для воспитания, какой след она оставит в душе юных краеведов.

В данном обращении хочется дать несколько советов по организации поисковой деятельности. Юным краеведам недостаточно указать тему и дать задание. Очень важно, чтобы они знали, что собирать и как собирать. Для этого следует провести с поисковыми группами практические занятия, на которых рассказать и показать, как документально оформить собранный материал, как правильно записать воспоминание, рассказ, оформить переданный предмет.

Руководителям поисковых групп следует терпеливо учить краеведов не только методике сбора и обработки материалов, но и умению бесе­довать с людьми.

Привлечь учащихся к активному поиску поможет задание написать   комсомольскую биографию семьи. Пусть ребята напишут о времени и делах комсомольцев, когда их родные носили комсомольский значок.

При организации поиска необходимо учитывать следующее:

  1. Юным краеведам необходимо назвать тему и дать задание. Сообщить, что большой интерес могут представлять такие реликвии, как знамёна, флажки, вымпелы, дневники, альбомы, газеты и журналы, плакаты, афиши, мандаты, билеты, листовки, удостоверения, фотографии, документы, значки и т.д., которые ещё хранятся в семьях
  2. Ещё важнее научить юных краеведов обрабатывать записанные воспоминания, чтобы не искажались имена, фамилии, даты, факты. Желательно черновик беседы аккуратно переписать, уточнить и дать на подпись собеседнику. Тогда запись станет первоисточни­ком.
  3. При работе с найденными материалами следует установить и записать следующее (противном случае часть собранного материала может быть утеряна, или «молчать»):

                  — кто изображен на фотографии (кому принадлежит документ, значок и т.д.);

                  — его отношение к изображаемому событию (какое событие отражает);

                  — какую роль сыграл этот человек в изображаемом событии и в истории края в целом;    — когда и кем сделан этот снимок (получен документ, значок и т.д.);

                  — от кого получена фотография (документ, значок и т.д.);

                  — как фотография попала к этому человеку;

                  — фамилия и имя краеведа, который приобрел данную фотографию (документ, значок и т.д.), когда и как.

  1. Иногда ветеранов подводит память. Детские впечатления, отделённые десятилетиями, могут оказаться не совсем точными. Чтобы не допускать по­добных ошибок и не тиражировать их, желательно все поступающие записи и воспоминания перепроверять. Необходимо уточнять события и проверять их историческую достоверность по разным источникам, по архивным документам.
  2. Следует предостеречь тех, кто только начинает поиск от довольно распространённой ошибки, когда краеведы обязательно ищут первых, только первых. Конечно, тем, кто начинал было нелегко. Их имена для нас святы. Но ведь и у последующих поколений было немало сложного, интересного и полезного.
  3. Посоветуйте начать поиск у себя дома, рас­спросить родных и соседей. Дети буквально откроют рядом с со­бой интересных людей, хранителей славных комсомольских традиций.
  4. Нужно заранее помочь ребятам продумывать серию наводящих вопро­сов, иначе многое может быть упущено или забыто.
  5. Нам представляется необходимым разговор с юными краеведами о том, чтобы они обязательно учитывали состояние и занято­сть собеседников. Когда люди спешат или заняты (даже по хо­зяйству), они вряд ли смогут дать полный и доброжелательный ответ. Нужна спокойная обстановка, время для неторопливого разговора.
  6. Не лишними будут советы о тактичном обращении с просьбой поведать о пионерском детстве. Нам приходилось сталкиваться с бестактным поведением подростков, когда они, столпившись хихикающей группкой у двери, со смехом спрашивали у открывшего деда: «У вас есть первые комсомольцы?». И нередко люди отказывались разгова­ривать с бесцеремонно ведущими себя ребятами, так обрывалась цепочка поиска.
  7. Категорически запрещается делать вырезки из книг, газет или журналов. Их желательно сканировать или перефотографировать.
  8. Учет и хранение материалов — это очень важные вопросы в поисковой деятельности. Юные краеведы должны обеспечить правильную сохранность экспонатов. Исходя из этого, в школьных уголках, музеях лучше хранить фотокопии документов, материалов, оригиналы, представляющие большую научную ценность, передавать в государственные, народные краеведческие и другие музеи.

Для более целенаправленного поиска мы решили предложить задания, от которых можно оттолкнуться и пойти своим путём, вос­создавая вечно юную историю комсомола:

Событие Задание
В ноябре 1925 в комсомольских ячейках насчитывалось более 13 тыс. чл., среди них 41 % рабочих, 52 % крестьян, 7 % интеллигенции и учащейся молодежи Установите были ли такие ячейки в вашем населённом пункте. Из кого они состояли? Были ли среди них школьники? Проследите их судьбу.
Весна 1929 года. Комсомол области принимает активное участие в колхозном движении. Какое участие в колхозном движении принимали комсомольцы-школьники вашего села, посёлка, деревни?
В 1930-е годы комсомольцы приняли участие в строительстве Балейского, Шерловогорского и Хапчерангинского ГОКов, Читинской ТЭЦ, мясокомбината, Шумиловского и  Дарасунского рудоуправлений и др., Разыскать материал об учащейся молодёжи – участниках этих событий, запишите воспоминания о их деятельности
1939 год. По призыву обкома ВКП(б) за полтора года молодежь области проложила заново и очистила 789 км оросительных каналов, построено и отремонтировано 83 моста, 158 плотин, 74 пруда и водоемов, подготовлено к орошению 41000 га пашен и сенокосов Установите, коснулись ли эти события вашего населённого пункта. Соберите материал, как о событии, так и об учащейся молодёжи – участниках этих событий, запишите воспоминания об их деятельности
Июнь 1941 года. В военкоматы Читинской области поступило свыше 25 тысяч коллективных и индивидуальных заявлений об уходе на фронт. Сколько выпускников-комсомольцев 1941 года вашей школы ушло на фронт? Проследите их жизненный путь.
1941 г. – май 1945 года. За время войны Читинская комсомольская организация направила в ряды армии 126000 человек, из них более 40000 комсомольцев. Из 64 Героев Советского Союза нашей области 25 — воспитанники областной комсомольской организации. Сколько выпускников-комсомольцев вашей школы ушло на фронт? Есть ли среди них Герои Советского Союза? Проследите их жизненный путь.
В марте 1943 года комсомольцами и молодежью Читинской области были собраны средства на постройку танковой колонны «Комсомолец Забайкалья»  состоявшей из 11 машин Т-34, и самолет «Читинский школьник» Кто из комсомольцев-школьников принимал участи в этом мероприятии? Как это происходило?
В годы войны в Забайкальском крае работали госпиталя Выясните, был ли госпиталь в вашем населённом пункте. Какое участие в работе госпиталя принимала учащаяся молодёжь. Запишите воспоминания об этом событии.
24 октября 1948 года. На Всесоюзном комсомольском воскреснике участвовали десятки тысяч комсомольцев. Соберите материал об этом событии. Какое участие приняли во Всесоюзном воскреснике комсомольцы вашей школы?
С марта 1951 Читинский обком ВЛКСМ организовал печатный орган – газету «Комсомолец Забайкалья». Установите, публиковались  ли в «Комсомольце Забайкалья» и других изданиях материалы о комсомольцах вашей школы.
1955 год. По призыву ЦК КПСС на работу в сельское хозяйство по комсомольским путевкам выехало более 5000 юношей и девушек.

 

Соберите материал об этом событии. Какое участие приняли в нём комсомольцы вашей школы?
В 1955 по призыву ЦК КПСС на работу в с. х. по комсомольским путевкам выехало более 5 тыс. юношей и девушек, был создан целинный совхоз «Приаргунский». Найдите их воспоминания, проследите их жизненный путь.
Комсомольцы, пионеры и школьники Читинской области участвовали в движении «Мой труд вливается в труд моей республики». Соберите материал об этом движении. Какое участие приняли в нём комсомольцы вашей школы?
В канун открытия 18-го съезда ВЛКСМ на строительство БАМа направлен отряд «Читинский комсомолец». Установите, были ли среди членов этого отряда выпускники вашей школы. Запишите воспоминания участников этого события.
Комсомольцы участвовали в строительстве КСК, Жирекенского ГОКа, клинической больницы на 1000 коек, Харанорского угольного разреза. Получали ли комсомольские путёвки выпускники вашей школы? Найдите участников этих событий и запишите воспоминания, проследите их жизненный путь.
В 70-80-е годы прошлого столетия именно молодежь Агинского округа стала инициатором движения «После школы – в колхоз». Далеко за пределами округа и области гремела слава комсомольско-молодежных овцеводческих бригад Цокто-Хангила. Соберите материал об этом движении. Найдите участников этого события и запишите воспоминания, проследите их жизненный путь.
Комсомол шефствовал над пионерами Соберите материал об этом. Запишите воспоминания
Комсомол большое внимание уделял спорту, военно-патриотическому воспитанию (в т.ч. ГТО, военно-спотривная игра «Орлёнок») Соберите материал об этом. Запишите воспоминания.

Мы предложили лишь некоторые страницы комсомольской летописи для организации поисковой работы. Их можно и нужно расширить.

Нелегко приходилось комсомольцам в годы коллективизации. Они создавали агитбригады и агитповозки, уго­варивали родителей вступать в колхозы, помогали коммуна­рам на полях.

Особое значение имела помощь школьных комсомольцев в трудные года битвы с фашизмом. Комсомольцы сороковых годов могут поведать об огромной помощи госпиталям, о сборе тёплых вещей для эвакуированных детей, о посылках на фронт, о сборе средств на вооружение и т.д.

Свои, и немалые заслуги у комсомольцев пятидесятых, шестидесятых и семидесятых, поэтому, воссоздавая ис­торию комсомольского движения, впитывая лучшие традиции поколений, следует вести разговор о делах, которыми жила и утверждала се­бя организация юных, а не только о первом десятилетии её создания.

Запись опубликована в рубрике Новости, Родное Забайкалье. Добавьте в закладки постоянную ссылку.