Содружество родителей, учеников и педагогов

Применение активных форм обучения в преподавании истории

С чего начинается Родина? 
С картинки в твоём букваре…

 

Много воды утекло с той поры, когда были сказаны поэтом Михаилом Матусовским эти простые, из душевной глубины пришедшие слова. Несмотря на время строки не потускнели, не затёрлись временем, напротив, обрели в наши дни для миллионов россиян спасительный смысл, стали мерой истинных ценностей в мире хаоса и разрушений, лжи и цинизма власти… 

Да, бездна, о которой модничая, рассуждали «демократические» витии десятилетие назад, развёрзлась в стране всерьёз и надолго, поглотило немало человеческих душ, вселила смятение и уныние в другие. Опасно и то, что чёрная зияющая пустота этой бездны вновь пролегла между поколениями отцов и детей. Самая короткая из известных нам молитв гласит: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». И скрепляется словом Творца “Аминь”. Да проститься мне упоминание здесь Святой Троицы, но, как отражение на мир человеческий того, что задумано и скреплено воедино Творцом, единение отцов и детей в реальном мире тоже скрепляется Духом. И если нет между поколениями духовного единения, то сын идёт против отца, а брат — на брата. Несчастья России в последнее столетие отмечены именно поражением духовных связей между поколениями, а победы — их восстановлением. И если есть сегодня у большинства из нас надежда на лучший исход, то она вырастает из уверенности, что и в ненастные для нашего Отечества дни истинные ценности старших поколений продолжают передаваться от матерей и отцов к детям, от учителей к ученикам. И если мы спросим себя, с кого начинается Родина, то непременно ответим: С Учителя. Да, пока я как российский учитель, каждый день вхожу в свой класс с сознанием этой задачи, духовная связь между поколениями не прервётся. 

Сегодня я, как творчески работающий учитель, всем сердцем болеющий за то, какого человека он выпустит в жизнь, должен жить в постоянном напряжении, неустанно искать пути, которые помогут дать учащимся не только просто знания, а знания нравственные, т.к. интеллект должен способствовать, прежде всего, нравственному развитию личности, а затем уже служить практическим целям, теоретическому познанию. 

Современная лаборатория учителя истории — это богатый арсенал активных форм обучения, которые успешно применяются в условиях и концентрической, и линейной структуры школьного исторического образования. Выбор формы проведения занятий обусловлен целевой установкой тематического блока и соответствует одному из трёх этапов изучения новой темы: 
1. введению; 
2. углублению и конкретизации; 
3. систематизации и обобщению новых знаний и умений. 

Не секрет, что интерес к истории ослабевает и я в последнее время интерес и творческое начало ищу в названии урока, т.е. делаю проблему из названия урока, чтобы заинтересовать юные умы яркими и загадочными названиями. я хочу предложить вашему вниманию варианты составления названии уроков истории, объединяя их в несколько групп в зависимости от их содержания, учебного исторического материала, возрастных познавательных возможностей учащихся и целевой установки урока. 

1 вариант. В младших и средних классах в названии урока я указываю время и место действия исторического факта: 
«Греко-персидские войны 500-449г. до н. э.» 
«Аравия — колыбель новой религии» 
Серьёзность цели 5-6-классниками не осознаётся, а дополнительная опора: даты, карта, названия успешно срабатывает. 

2 вариант. Вопросительная форма заголовка — используют её со сложным теоретическим содержанием темы — это помогает выделить главное, проанализировать факты и сделать выводы. 
«Как изменилась жизнь восточных славян в 6-8 веках?» 
«Была ли неизбежной феодальная раздробленность на Руси?» 

3 вариант. Сквозная линия изучаемого периода. 
«Афины: от аристократической республики к демократической» 
«От Британии к Англии 6-8 века» 
Учащиеся в начале урока нацелены на анализ явления, в конце же урока свободно и сознательно формулируют главный вывод и рассуждают о закономерностях и случайностях в истории. 

4 вариант. Название заимствую из известных художественных и исторических текстов. 
«Владыки мира без клочка земли» 
«от куда есть пошла русская земля» 
«Москва не сразу строилась» 
Но особенно эффективны такие заголовки на уроках исторических портретах: «Дней Александровых прекрасное начало». 

5 вариант. В средних и старших классах, возрастает уровень информированности учащихся о исторических событиях, поэтому я использую приём «отстранения», т.е. освещение знакомого факта под новым углом зрения, в новом ракурсе — чтобы вызвать интерес учащихся, казалось бы к хорошо известным историческим фактам: 
«По следам аргонавтов» 
«Почему в России новый, 19, век наступил в ночь на 12-е марта 1801 года?» 
Это позволяет увлечь, открывает неисчерпаемость познания, пробуждает воображение и самостоятельность мысли. 

6 вариант. Тема называется по принципу «или-или». 
«Тверь или Москва» 
«Греция или Македония?» 
«Филипп или Демосфен?» 
Уже с первых минут, класс легко и непринуждённо включается в познавательный спор, дискуссию, обмен мнениями и это побуждает учащихся, напряженно следить за развивающимся конфликтом. 

7 вариант. Превращаю ученика в создателя урока, для этого в названии темы на доске оставляю недописанными ключевые слова и учащиеся по ходу, самостоятельно подбирают и дописывают их. по законченным фразам сужу , что сегодня услышали учащиеся, что запомнили, какой след оставила тема и совпадает это с тем к чему я стремилась. Пример: «Слово о …Русской земли» (цикл уроков о татаро-монгольском нашествии на Русь 13 веке). Сразу нужное найти трудно, только после размышлении, сопереживания, осознания, что для страны это стало «погибелью», это слово несёт в себе боль, печаль и сильно контрастирует с названием темы в учебнике: завоевание, вторжение, нашествие. 

8 вариант. Название может содержать в себе скрытый план изучения темы: 
«Первые земледельцы и скотоводы». 

Рассуждая учащиеся самостоятельно составляют план изучения: 
1. Что такое земледелие? 
2. Что такое скотоводство? 
3. Когда появляются эти занятия? 
4. Каковы причины их возникновении? 
5. Где появились первые районы земледелия и скотоводства? 
6. Что изменилось в жизни людей с земледелием и скотоводством? 

9 вариант. Еще один способ активизации деятельности учащихся на уроке с помощью названия заключается в том, что учащиеся в конце урока расставляют в названии знаки препинания, выражая этим своё собственное отношение к проблеме. Например, на уроке о судьбе семьи последнего российского императора учащиеся выбирали подходящую концовку и мотивировку. «Расстреляли: !!! или??? или…» 
Все перечисленные варианты составления названия темы, возможно, не исчерпывают всего их многообразия, но открывают перед учителем новые возможности организации творческого изучения истории. 

Автор статьи — пользователь портала «Менеджер образования», Татьяна Казакова

 Источник: http://www.menobr.ru/materials/1226/29549